?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

- Мама, мы учимся жить по произведениям людей, которые предпочли убить себя. Цветаева, Есенин, Маяковский. Это всё очень неправильно!

И я подумала: моя семнадцатилетняя дочь абсолютно права. Учить видеть других прекрасное в жизни, но при этом не суметь найти в себе силы жить - в корне неверно. Человек, который шёл путём, приведшим его к решению об уходе, не имеет никакого морального права рассказывать о том, в чём истина жизни.

Раньше я старалась не заглядывать в биографии великих. Прекрасно понимая, что отделить одно от другого вряд ли получится. Можно иметь пять лиц, но примирить их между собой всё равно придётся, а на выходе получится человек цельный.
Всё, как и в жизни. Всё, как и в деловых отношениях.


Если женщина не уважает собственных мужа и отца, вряд ли она станет уважать руководителя и своих подчинённых. Если мужчина-руководитель - тиран в семье, то он и на работе устроит гестапо, в котором выжить смогут только глубоко униженные женщины. Если в дружбе человек позволяет себе подлость и проходит мимо трудностей тех, кого называет братьями, я не подам ему руки в деловых отношениях. Мир не чёрный или белый, он разноцветный, но для того, чтобы полутона заиграли в полную мощь, требуется так мало. И так много. Видеть суть и опираться на лучшее, что есть в каждом из нас.

Я предпочитаю учиться у успешных. Только успех понимаю исключительно по-своему. Успех для меня - это путь созидания, который без любви к жизни и людям и невозможен. Такие люди начинают с себя. Потому что не полюбив себя, понять боль и желания ближнего нельзя. Но тот, кто идёт дорогой любви, ценит каждое мгновение жизни, любое - будь то взлёт или падение.
Я предпочитаю учиться у успешных. У тех, кто нашёл в себе силы Жить. По-полной!

4.jpg
На фото - Швейцария. Пилатус. Автор - Софья Загитова

Posts from This Journal by “жизнь” Tag

  • Верхний пост. Всем входящим - ЗДРАВСТВУЙТЕ!

    Здравствуйте! Меня зовут Анна. В связи с работой отца часто переезжала, так оказалась в 1996 году в Липецке - городе, к которому долго…

  • Спасибо всем!

    В жизни нет ничего вечного. Таков её закон. Я прошу прощения у всех, кому пообещала вернуться и этого не сделала. Я брала паузу. И поняла, что…

  • Я возвращаюсь!

    "Этого не может быть", "ты не можешь взять и закрыть свой блог", - твердили мои друзья и родственники, узнав о решении прекратить…

  • Я ещё вернусь!

    "Ты где?", "Куда ты пропала?", - признаюсь, искренне приятно получать такие сообщения. В прошлом месяце моему блогу исполнилось…

  • Бунтари Липецка

    Когда на меня вышли ребята из Tele2 с предложением принять участие в их бунтарском проекте "Другие правила", не смогла им отказать.…

  • Право на жизнь

    Сегодня - Международный день человека с синдромом Дауна. Моё глубокое уважение людям, идущим к своей цели, несмотря на условия, в которые их…

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
pilligrimm
Jun. 14th, 2016 06:51 am (UTC)
Почему Ахматова в этом ряду?
annazv77
Jun. 14th, 2016 06:53 am (UTC)
Потому что попытки покончить жизнь самоубийством предпринимала неоднократно.
(no subject) - pilligrimm - Jun. 14th, 2016 06:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - annazv77 - Jun. 14th, 2016 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - pilligrimm - Jun. 14th, 2016 07:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - annazv77 - Jun. 14th, 2016 07:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - pilligrimm - Jun. 14th, 2016 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - annazv77 - Jun. 14th, 2016 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - pilligrimm - Jun. 14th, 2016 07:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - annazv77 - Jun. 14th, 2016 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - pilligrimm - Jun. 14th, 2016 10:21 am (UTC) - Expand
man_from_36
Jun. 14th, 2016 07:43 am (UTC)
а как же "умный учится на чужих ошибках" (учиться на ошибках не успешных, например)? ))) или одно другому не мешает?

о жизни Цветаевой, кстати, ничего не знал до твоего поста ( спасибо за толчок, иногда такой необходим.

annazv77
Jun. 14th, 2016 07:50 am (UTC)
Поясни, пожалуйста, что ты, Андрей, имеешь в виду. Я что-то не совсем поняла:-))

Мне тут тоже толчок дали. С Ахматовой. Теперь присмотрюсь к её творчеству и биографии более прицельно.
(no subject) - man_from_36 - Jun. 14th, 2016 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - annazv77 - Jun. 14th, 2016 08:00 am (UTC) - Expand
deepskyer
Jun. 14th, 2016 07:44 am (UTC)

Хороший пост. В.Б. одобряет.

annazv77
Jun. 14th, 2016 07:49 am (UTC)
Ну если В.Б. одобряет, можно спать спокойно:-))
2_red_cat_2
Jun. 14th, 2016 08:27 am (UTC)
Насчёт Есенина и Маяковского - это ещё вопрос, было ли самоубийство.
И даже если было - нужно ли всему учиться? Учиться надо только хорошему, учиться жить по любви, учиться радоваться жизни, но и учиться печалиться, и страдать тоже... Это тоже составляющая часть жизни.
Жить только радуясь невозможно, это делает жизнь немножко ущербной.
Насчёт понимания успеха я с Вами совершенно согласна, хотя я не очень люблю слово "успех", оно в нынешнее время обесценилось.
Был Христос успешным?
ladwiga
Jun. 14th, 2016 09:32 am (UTC)
А можно я влезу с вопросом, потому что мне эта тема очень близка и интересна. Я понимаю, почему до сих пор спорят об убийстве/самоубийстве Есенина. Там полно доказательств за и против в обе стороны...
А Маяковский? Он ведь застрелился практически при Полонской, когда она вышла из его комнаты после спора, в котором отказалась уходить от мужа, через несколько секунд грянул выстрел... Я читала ее воспоминания, где она описывает, как она сразу вернулась, заметалась перед дверью...
Есть какие-нибудь источники, где рассматривается версия об убийстве? Мне, правда, очень интересно.
(no subject) - 2_red_cat_2 - Jun. 14th, 2016 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - ladwiga - Jun. 14th, 2016 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - 2_red_cat_2 - Jun. 14th, 2016 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - ladwiga - Jun. 14th, 2016 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - 2_red_cat_2 - Jun. 14th, 2016 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - annazv77 - Jun. 14th, 2016 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annazv77 - Jun. 14th, 2016 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ladwiga - Jun. 14th, 2016 06:17 pm (UTC) - Expand
ladwiga
Jun. 14th, 2016 09:26 am (UTC)
Насчет самоубийства Есенина-вопрос спорный. Но в любом случае, разве можно из-за этого вычеркивать из поэзии имена Есенина, Цветаевой, Маяковского?! Они были гениями, у них потрясающие стихи, без них не было бы нашего Серебряного века в литературе.

Как можно осуждать их за самоубийство? Мы не знаем, что они чувствовали, до какой грани отчаяния дошли, прежде, чем накинуть петлю на шею или выстрелить себе в висок. Творческие натуры, возможно, они не были бойцами по жизни (вспомни, как Есенин "получал" свои гонорары) и кто мы такие, чтобы судить их по своим меркам?

Я никогда не осуждаю самоубийц. Этот шаг требует немало мужества и, чтобы на него решиться, человек должен дойти до своего предела...

Фух... Что-то я разгорячилась :). Просто я очень люблю поэзию Серебряного века, я преклоняюсь перед этими людьми и прекрасно знаю все биографии, кто как жил, кому какие стихи были посвящены и по какому поводу написаны :).

Насчет всего остального... Спорный вопрос. Мой муж дома и мой муж на работе-это два совершенно разных человека. С моей точки зрения, нет человека более спокойного, добродушного и покладистого, чем мой муж. Но на работе, по слухам, он тиран и язва, и до меня доходили сведения, что его подчиненные, которые не видели его вне работы, очень жалеют и сочувствуют его жене, то есть, мне :)))
ladwiga
Jun. 14th, 2016 01:36 pm (UTC)
Пы.Сы. Кстати, никто из перечисленных никогда не учил, в чем истина жизни. Они просто писали то, что было на душе, не думая, что их произведения включат в школьную программу. Их стихи могут нравиться или не нравиться, но, чтобы это понять, нужно хотя бы быть знакомым с их творчеством.
Если так думать, то Пушкина тоже вредно читать, потому что страшный бабник, очень аморален, Велимир Хлебников совершенно явно не дружил с головой, а Лермонтов-да его мерзкий характер даже близкие друзья с трудом выносили. Про Достоевского вообще скромно промолчим. И про Оскара Уайльда тоже...
Так мы без литературы останемся, будем учиться на книгах "Как достичь успеха за 10 дней".
(no subject) - annazv77 - Jun. 14th, 2016 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ladwiga - Jun. 14th, 2016 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annazv77 - Jun. 14th, 2016 06:20 pm (UTC) - Expand
po4ti_fly
Jun. 14th, 2016 12:50 pm (UTC)
Как же права Соня!
annazv77
Jun. 14th, 2016 06:01 pm (UTC)
Да. Права.
fotovivo
Jun. 14th, 2016 04:06 pm (UTC)
Правильно сказано, соглашусь с выводами.
annazv77
Jun. 14th, 2016 06:04 pm (UTC)
Спасибо за понимание.
antigona88
Jun. 14th, 2016 07:44 pm (UTC)
Не соглашусь ни по одному пункту. Ни насчёт "учатся жить", ни насчёт "по произведениям людей, которые предпочли убить себя", ни насчёт права говорить о жизни, ни насчёт проблемы самоубийства. Но пойду по порядку.
1. О самоубийстве
Данная нам жизнь сама по себе является вопросом о её смысле. И человек может рассматривать разные варианты, размышляя, в чём для него смысл жизни и есть ли этот смысл. Считать, что ответ уже дан заранее - лишать человека собственных поисков. Потому что если есть поиск, то и ответ может быть разным.
Сейчас популярна точка зрения, что дороже физического существования ничего в жизни быть не может. Не соглашусь. Жизнь - то, что даёт ей смысл: любовь к близким, увлечение делом и т.д. Если мы живём и чувствуем в полную силу, то можем быть невероятно счастливы. И, сохранив самое дорогое (пусть и пережив много других болезненных, тяжелейших ударов), можем прожить счастливую жизнь. Но при этом жизнь, лишённая самого дорогого, может стать невыносимой.
Счастье и несчастье очень крепко связаны. Да, можно прожить ровную жизнь, ни к кому и ни к чему не привязываясь слишком сильно, твёрдо осознавая, что никто и ничто не будет дороже собственного физического существования. Вроде бы радоваться, вроде бы любить (людей, явления, работу и т.д.), но знать, что это не смысл, а так, что-то заменимое. Это убережёт от момента, когда жизнь станет невыносимой. Но и полного счастья и настоящего смысла тоже не даст.
Недавно я читала одну статью (не о самоубийствах, к предмету беседы вовсе отношения не имеет). И вдруг наткнулась на фразу, которая, как мне кажется, очень точно и ёмко описывает состояние современного общества: " И душой мы «помолодели», пожертвовав глубиной эмоций в пользу их положительности". По-моему, точная фраза. Да, невыносимого, несовместимого с жизнью горя можно избежать. Если с самого начала старательно избегать счастья.
Я за то, чтобы каждому человеку по возможности удалось прожить счастливую жизнь. Но если не удалось, я за то, чтобы каждый человек сам решал, каков смысл его жизни, есть ли этот смысл вообще и есть ли он в той ситуации, в которой этот человек оказался. Сам. Уж на собственную жизнь каждый имеет право.
Я думаю, тут даже не сила или слабость (хотя если кому-то нравятся эти категории, пусть: едва ли человека волнует мнение посторонних, когда он думает о смысле собственной жизни). А просто ответ на вопрос. Камю называл это главным вопросом философии: стоит ли жизнь того, чтобы её прожить. Ответ каждый даёт свой.
Прошу понять правильно: это не комментарий о "хорошем" самоубийстве. Иначе не писала бы я о счастье, о возможности прожить счастливую жизнь. Но одно очень тесно связано с другим. Уходя от вопроса, считая, что лишь один ответ может быть правильным, мы уходим не только от смерти, но и от жизни.
2. О слове "мы учимся жить"
Пишущий едва ли собирается научить кого-то жить. "Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он пишет, как он дышит, так и пишет"... "И когда он кричит всему свету, это он не о вас - о себе"... Пишут о своём. Не в назидание.
Да, литература сильно влияет на наше мировоззрение, на формирование личности. Хорошие книги мы проживаем, пропускаем через себя, поэтому из каждой хорошей книги мы выходим иные, каждое задевшее душу стихотворение становится частью нашей личности. Но это не учебник. Литературу нельзя воспринимать так прямолинейно: "так написали - так и живи". Поэты не учат жить. Они просто живут, чувствуют и пишут об этом. То, что написано очень хорошо и задевает за душу людей, то, что не даёт успокоиться и забыть, становится золотым фондом литературы. Это и изучают.
3. "по произведениям людей, которые предпочли убить себя"
Не только. В школьной программе немало авторов, проживших долгую (а некоторые, возможно, и счастливую) жизнь. И немало проживших недолгую жизнь, но умерших не от своей руки. Отбирают не по этому признаку. Так что в программе по литературе много разных людей. Но талантливых. Если же начать отбирать по благонадёжности, по образу жизни и т.д... Немного останется от литературы.
annazv77
Jun. 15th, 2016 05:47 am (UTC)
Поняла вас, Даша. Моя точка зрения иная.
antigona88
Jun. 14th, 2016 07:46 pm (UTC)
В один комментарий не влезло
4. "Человек, который шёл путём, приведшим его к решению об уходе, не имеет никакого морального права рассказывать о том, в чём истина жизни"
Я думаю, об истине имеет право рассуждать каждый человек. Более того, думаю, каждому свойственно стремиться к истине, хотя и путь, и ответ на главный вопрос у каждого свой. А вот на что человек (любой), по-моему, не может иметь право, так это на то, чтобы решать, какова единственная истина для других.
annazv77
Jun. 15th, 2016 05:48 am (UTC)
Re: В один комментарий не влезло
Силы истины - в жизни:-))
antigona88
Jun. 14th, 2016 08:02 pm (UTC)
Ещё мысль пришла
У покончившего с собой Маяковского есть упрёк Есенину:
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.
У покончившей с собой Цветаевой есть упрёк Маяковскому и Есенину:
...Негоже, Сережа!
...Негоже, Володя!

У Слуцкого нет упрёков самоубийцам. Более того, у Слуцкого есть два стихотворения о самоубийстве, в которых этот выход представлен как минимум выходом не хуже прочих. Два очень сильных стихотворения.
Когда умерла Татьяна Дашковская, жена Бориса Слуцкого, для Слуцкого это стало последним ударом. Ударов в его жизни было много, тяжелейших, вся его жизнь была словно под градом ударов, но лишь этот был несовместим с жизнью, лишь после этого пропал любой смысл. Он написал "Танин цикл", ещё некоторые стихотворения, а потом наступило безмолвие. Последние десять лет были очень тяжёлыми. Кошмарными. Можно сказать, последние десять лет он жил фактически в аду (и мне это с каждым годом всё яснее). Ему уже ничего не было нужно, уже ничего его не интересовало. Но он не покончил с собой. И, насколько мне известно (утверждать не берусь), не пытался.
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

annazv77
Загитова Анна

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Links

Tags

Powered by LiveJournal.com