?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На страницах своего блога как-то поднимала проблему позиции "Бери от жизни всё!". Но рассматривала её в аспекте тренда на личную эффективность. А сегодня предлагаю посмотреть по-другому.

Либидо и мортидо - термины, известные со времён Зигмунда Фрейда и его учеников. И если суть первого вызывает у людей ухмылку, то вникая во второе мы погружаемся в липкий страх... Не потому ли так жадно берём от жизни всё, боясь дать что-то взамен? Не потому ли опускаем руки в сложные моменты, уповая на то, что всё равно умрём?

Сегодня 160 лет со дня рождения знаменитого русского психиатра и исследователя мозга Владимира Михайловича Бехтерева.
В феврале 1916 года, 101 год назад, он - учёный муж, крепко стоящий на основах фундаментальной науки, на торжественном акте Психоневрологического института зачитает знаменитую речь, посвящённую... бессмертию человеческой личности. В ней он приведёт реальные примеры о безымянных героях. Но разве дело в имени?

"Во время работ под крышей одного дома двое рабочих внезапно почувствовали, что доска, на которой они держались, подломилась и им неизбежно грозила гибель. «Кому умирать – одному или обоим?» – мгновенно промелькнуло между ними. Один заявляет, что у него семья и дети, и мгновенно другой товарищ, будучи холостым, бросается вниз и погибает, спасая тем самым жизнь своего товарища-семьянина.

Во время Севастопольской кампании на поле чести остались друг возле друга два раненых врага – один из них был русский, другой француз. Оба страшно страдали от холода. Наутро русский проснулся бодрым и заметил, что он был прикрыт плащом француза, который лежал возле него мертвым.

Во время бывшей русско-японской войны одно русское военное судно, после боя не будучи в состоянии сопротивляться, уже сделалось добычей неприятеля, но в то время, когда его влекло японское судно в плен, два русских моряка, оставшиеся на судне и не замеченные другими, спустились в его трюм и, открыв кингстоны, потопили и себя и судно в пучине моря, спасая тем самым честь Андреевского флага.

Во время гибели «Титаника», сопровождавшейся столькими человеческими жертвами, когда для всех открылась безбрежная могила океана, от гибнущего корабля отчаливает вместе с другими до крайности перегруженная людьми спасательная лодка, среди которых преобладают женщины и дети. Вдруг рулевой заявляет, что всем грозит гибель, если лодка не будет облегчена, и три пассажира-англичанина немедленно выбрасываются за борт и гибнут вслед за тем, спасая тем самым других, оставшихся в лодке".

Многие ли современники способны на такой безымянный подвиг? Не во имя прославления себя, а во имя Жизни? Я задаю этот вопрос и себе. И у меня нет на него однозначного ответа...


Фото: архив. Озеро Чео Лан, Тайланд. 2012 год.

Posts from This Journal by “любовь” Tag

  • Право на жизнь

    Сегодня - Международный день человека с синдромом Дауна. Моё глубокое уважение людям, идущим к своей цели, несмотря на условия, в которые их…

  • О фильме "Человек"

    Сегодня отложила в сторону книги, английский, общение с родными и друзьями, поездки, забралась под одеяло и смотрела фильм. И работе, уделив ей…

  • Григорий Бондарев - сбор средств закрыт!

    Необходимые на лечение Гриши средства найдены, о чём сообщается на страничке помощи Григорию Бондареву. Отдельно Гриша и его семья благодарят…

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
zheka_ural
Feb. 1st, 2017 04:24 pm (UTC)
сильно про лодку лс и все случаи привиденные
annazv77
Feb. 1st, 2017 06:24 pm (UTC)
Так из реальности же они... Все эти случаи.
2_red_cat_2
Feb. 1st, 2017 04:43 pm (UTC)
Такие люди обязательно находятся. Причём не факт, что в обычной жизни это были замечательные люди. Но в один прекрасный момент Господь им даёт Духа и действует таким образом...
annazv77
Feb. 1st, 2017 06:24 pm (UTC)
Да, обычно это ничем непримечательные люди.
antigona88
Feb. 1st, 2017 04:54 pm (UTC)
Вопрос, на который никто не знает для себя ответа. До последнего.
annazv77
Feb. 1st, 2017 06:25 pm (UTC)
Наверное вы правы, Даша.
rigel_centauri
Feb. 1st, 2017 06:34 pm (UTC)
Как раз недавно встретилась мне легенда о волынщике.
Волынщик - человек, у которого есть неприкосновенность в любой битве.
Наступательные операции на замок происходили так. (название боюсь переврать, это шотландский замок). Неприятели захватили его, кажется, в отсутсвие хозяев.
Потом они отправились на гражданскую войну. Замок почти пуст.
Хозяева вернулись и замок отбили, подарив, тем не менее, жизнь волынщику.
Наступающие приплывают с войны, не зная, что замок вновь в руках его хоззяев - вражеского шотландского клана. Как подплывут - так их перебьют до одного. И только волынщик может подать сигнал, чтобы они уходили.

Начал он играть одну из своих чудесных мелодий. Глава клана волынщика услышал песню. Решил, что волынщик приветствует их. Но тут музыкант резко сменил тональность, и мелодия зазвучала совсем по-другому. Знак был растолкован верно: корабли повернули назад, чтобы не попасться под ножи защитников.
Этот маневр дорого стоил волынщику. Неприкосновенность неприкосновенностью, а руки ему отрубили, и он умер от ран.
А потом - вернулся призраком и продолжил играть.

А вот что касается современников... не знаю, не знаю. :))
annazv77
Feb. 1st, 2017 06:36 pm (UTC)
И сколько таких "волынщиков" было во время войны...
dodrg59
Feb. 2nd, 2017 11:34 am (UTC)
Хороший был дядька! Была такая версия, что он внезапно умер после того, как написал диагноз "у сухорокого пациента паранойя".

А на вопрос "где такие люди?" - ответ всегда "on sait jamais" - никогда не знаешь.

Вспомнил фильм - кажется, французский - где горный инструктор крикнул альпинисту: "Закрепляйся!" - и перерубил канат.

Edited at 2017-02-02 11:35 am (UTC)
annazv77
Feb. 2nd, 2017 03:30 pm (UTC)
Отравили его... Умереть после того, как съел мороженое? Немыслимо.

Не знаком мне этот фильм.
laralelya
Feb. 2nd, 2017 06:03 pm (UTC)
И у меня нет ответа на такой вопрос к себе.
annazv77
Feb. 2nd, 2017 08:04 pm (UTC)
Не только у вас, Лариса. У меня его тоже нет.
miha_top
Feb. 3rd, 2017 09:32 pm (UTC)
Думаю, никто не знает ответа. Пока такая ситуация не настанет
annazv77
Feb. 4th, 2017 06:14 am (UTC)
Да. Герой может оказаться трусом. А неприметный человек - настоящим героем.
miha_top
Feb. 4th, 2017 10:36 am (UTC)
Чаще всего так и бывает
almakedonskij
Feb. 5th, 2017 04:55 pm (UTC)
не понял про француза. Если он сам был под шинелью, зачем отдал. Его она не спасала, а нашего спасла?
annazv77
Feb. 5th, 2017 04:59 pm (UTC)
Он понимал, что умирает. Он же был ранен. Умер не от холода, а от ран.
almakedonskij
Feb. 5th, 2017 05:07 pm (UTC)
ну это же легенда, Анна! Кроме них двоих никто этого не видел, а победителей (выживших) не судят. И что в итоге произошло никто не знает
annazv77
Feb. 5th, 2017 05:09 pm (UTC)
Это быль. Не легенда:-)) Чувствуешь разницу?
almakedonskij
Feb. 5th, 2017 05:25 pm (UTC)
я как историк не верю в подобные вещи, когда единственным доказательством является слова одного, без подтверждения. Мне важны факты и источники. В данном случае единственным источником в лучшем случае являются слова выжившего. В худшем, просто присказка Бехтерева, или откуда это пошло. Даже к мемуарам надо относиться скептически, а тут солдат. Тем более если он не умирал от ран и проснулся добрым и здоровым, какого черта он всю ночь там провалялся? Тебе не кажется это нестыковкой?
Ну и еще один вист со стороны: Вряд ли офицеры могли оказаться в одном окопе друг с другом. Они больше руководили и соответственно в основном в рукопашную шел простой люд. А что такое простой люд в середине 19 века? Крестьяне без образования и зачатков чтения и письма. Откуда тогда сохранились эти воспоминания?
Не подумай, что спорю именно с тобой. Просто у меня всегда скептический взгляд как историка на такие вещи, доказательства которых нельзя проверить кроме как со слов "очевидца". Т.е. он моежт такого нагородить для выставления себя в лучшем свете, что мама не горюй. Отсюда прогресс 19-20 веков, что мемуары великих люде, можно перепроверить записками современников. А то было бы как с тем же Мухамедом, которому пришло в пещере Хира откровение. Проверить нельзя, но до сих пор все уверены, что было так, а не то что глюки у человека от воздержания длительного
annazv77
Feb. 5th, 2017 05:27 pm (UTC)
Серьёзный у тебя подход, Лёш:-)) Вдумчивый.

Не могу с тобой не согласиться. Но предпочту поверить Бехтереву. Мне так хочется, да:-)) Именно в данном случае. Ведь такая "байка" вреда не принесёт.
almakedonskij
Feb. 5th, 2017 05:30 pm (UTC)
ты права, Ань. Такая байка сама по себе не принесет. Но заставит задуматься неокрепшие умы, что на той же войне все так мило и пушисто. А по факту, тот же Бехтерев и другие должны приводить такие факты, после которых потенциальным врагам даже не хотелось бы воевать друг с другом. А то в итоге получается, что день скорби по почти 30 млн погибшим в годы Вов, мы превращаем в праздник. Это более кощунственно, не считаешь?
annazv77
Feb. 5th, 2017 05:31 pm (UTC)
Мне кажется, что одно с другим смешивать не нужно. Он приводил этот пример, говоря совсем о другой проблеме. И такие истории в том аспекте уместны.
almakedonskij
Feb. 5th, 2017 05:33 pm (UTC)
ну только как частность.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

annazv77
Загитова Анна

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Links

Tags

Powered by LiveJournal.com