?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пожалуй, ещё никогда ранее я не читала книгу так долго. Не потому, что текст сложный. Скорее наоборот. Но многие фразы отдают набатом в сердце. Неоднократно говорила и повторюсь вновь: не ищите ответы на сложные вопросы в книгах, написанных управленцами, психологами и иже с ними. Все ответы - в книгах и фильмах о войне. Потому что нутро человеческое, до самого дна, открывается только при столкновении со смертью. Любой: физической или моральной. Мы так устроены.

Эрих Мария Ремарк. На Западном фронте без перемен. Ещё одна книга, которая станет для меня настольной.

"Они всё ещё писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих; они всё ещё твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее. От этого никто из нас не стал ни бунтовщиком, ни дезертиром, ни трусом (они ведь так легко бросались этими словами): мы любили родину не меньше, чем они, и ни разу не дрогнули, идя в атаку; но теперь мы кое-что поняли, мы словно вдруг прозрели. И мы увидели, что от их мира ничего не осталось. Мы неожиданно очутились в ужасающем одиночестве, и выход из этого одиночества нам предстояло найти самим".

***
"И вот он лежит передо мной, - как же так? Надо бы провести мимо этой койки всех, кто живет на белом свете, и сказать: это Франц Кеммерих, ему девятнадцать с половиной лет, он не хочет умирать. Не дайте ему умереть!
Мысли мешаются у меня в голове. От этого воздуха, насыщенного карболкой и гниением, в легких скапливается мокрота, это какое-то тягучее, удушливое месиво".

***
"… все ужасы можно пережить, пока ты просто покоряешься своей судьбе, но попробуй размышлять о них, и они убьют тебя".

***
"... Видишь ли, если ты приучишь собаку есть картошку, а потом положишь ей кусок мяса, то она всё ж таки схватит мясо, потому что это у неё в крови. А если ты дашь человеку кусочек власти, с ним будет то же самое: он за неё ухватится. Это получается само собой, потому что человек как таковой - перво-наперво скотина, и разве только сверху у него бывает слой порядочности, все равно что горбушка хлеба, на которую намазали сала".

***
"Мы превратились в опасных зверей. Мы не сражаемся, мы спасаем себя от уничтожения. Мы швыряем наши гранаты в людей, - какое нам сейчас дело до того, люди или не люди эти существа с человеческими руками и в касках? В их облике за нами гонится сама смерть, впервые за три дня мы можем от неё защищаться, нами владеет бешенная ярость, мы уже не бессильные жертвы, ожидающие своей судьбы, лёжа на эшафоте; теперь мы можем разрушать и убивать, чтобы спастись самим, чтобы спастись и отомстить за себя".

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
antigona88
Jan. 10th, 2016 10:34 am (UTC)
Да, Ремарк очень зоркий автор. И в то же время очень человечный.
Это и даёт настоящую литературу.
annazv77
Jan. 10th, 2016 10:37 am (UTC)
Вы правы, Даша. Вот это сочетание: зоркость и человечность и есть критерий настоящести. Что толку от зоркости, если нет человечности? Она же только разрушит. До основания.
Есть смысл лишь в человечности без зоркости. Но тогда и право писать о ней нужно предоставить тем, кто обладает зоркостью.

Edited at 2016-01-10 10:43 am (UTC)
antigona88
Jan. 10th, 2016 10:43 am (UTC)
Может, и есть смысл. Не нужно бояться называть вещи своими именами, лишь бы было правдиво. Так что право писать есть у каждого. Несправедливость держится на лжи, на глупости, на стереотипах. Если есть зоркость, уже хорошо.
Другое дело, что не всё трогает, не всё останется в душе. Ремарк останется.
annazv77
Jan. 10th, 2016 10:47 am (UTC)
Наверное я высказалась слишком резко и не совсем корректно. Право писать действительно есть у каждого. Ведь и я, будучи обыкновенной, пишу. Пусть в ЖЖ, но всё же пишу. А значит дала себе право писать.

Но другое дело, что стать настоящей литературой могут только тексты, написанные зоркими и человечными авторами. А это - редкость большая.
litlship
Jan. 10th, 2016 10:38 am (UTC)
Эрих Мария Ремарк
Зачитывался в молодости, ты меняешься.
annazv77
Jan. 10th, 2016 10:43 am (UTC)
Re: Эрих Мария Ремарк
Очень сильно, Андрей Георгиевич.
Интересно, как это видится со стороны?
litlship
Jan. 10th, 2016 11:09 am (UTC)
Re: Эрих Мария Ремарк
Не знаю, мысли, интересы, ... меняешься и это хорошо.
annazv77
Jan. 10th, 2016 11:19 am (UTC)
Re: Эрих Мария Ремарк
Ну хорошо, что те изменения, которые видите, это - хорошо.

Мысли и интересы совершенно точно меняются. Точнее - возвращаются к тем, которые и были у меня раньше, но оттачиваются. Спасибо жизни за это.
litlship
Jan. 10th, 2016 12:24 pm (UTC)
Re: Эрих Мария Ремарк
Так, жизнь ценить и любить надо.
annazv77
Jan. 10th, 2016 01:02 pm (UTC)
И близких и родных, тех, которые настоящие. Которые прикроют собой, а не скажут, в сложной ситуации, "рассчитывай на себя".
"Не бойся, я с тобой", - должно быть не просто фразой.

Вы там давайте, карабкайтесь! Жить надо! Жить!
dodrg59
Jan. 10th, 2016 11:40 am (UTC)
Анечка, почитайте еще Генриха Бёлля, особенно "Бильярд в половине десятого" - http://www.lib.ru/INPROZ/BELL/billiard.txt :
- Мы - агнцы, - сказал Шрелла, - мы поклялись не принимать "причастие
буйвола".

Да, я это сделал, Гуго, отправился вместе со Шреллой в маленькое кафе
"Цонз" на Буассерештрассе, где встречались "агнцы", шепнул хозяину пароль
"Паси агнцев Моих" и поклялся, поклялся, глядя прямо в глаза молоденькой
девушке, которую звали Эдит, никогда не принимать "причастия буйвола", а
потом в темной задней комнате произнес речь, в которой звучало немало
зловещих слов, не имеющих ничего общего с агнцами, эти слова пахли кровью, мятежом и местью, местью за Ферди Прогульске, которого утром казнили; все те, кто сидел за столом и слушал меня, казались уже обезглавленными; им было страшно, они знали теперь, что, когда дети задумали что-нибудь всерьез, они не менее серьезны, чем взрослые; их мучал страх и сознание того, что Ферди действительно мертв; ему было семнадцать лет, он был бегуном на сто метров и работал подмастерьем у столяра; я видел его всего четыре раза, но никогда в жизни не забуду - дважды я видел его в кафе "Цонз" и дважды у нас дома. Ферди прокрался в квартиру Бена Уэкса и, когда тот вышел из спальни, бросил ему под ноги бомбу; Бен Уэкс отделался всего лишь ожогом ног, в гардеробе разбилось зеркало, в комнате слегка запахло порохом...

"Лейтенант Шрит. Как вы могли заметить по погонам, у меня та же
специальность, что и у вас, господин капитан; я подрывник - с помощью
динамита защищаю западную культуру". В мозгу у Шрита не было путаницы - он умел ждать и копить силы, ему не надо было каждый раз собираться с мыслями и чувствами, он не упивался трагизмом, и он сдержал свою клятву - взрывал только немецкие мосты и только немецкие дома, он не тронул ни одной русской хаты, не выбил ни одного русского окна, он ждал, играл в бильярд, не сказал ни одного лишнего слова - и вот наконец добыча оказалась у него в руках, громадная и долгожданная, - аббатство Святого Антония, а на горизонте маячила еще другая добыча, которая потом ускользнула от него, - Святой Северин.

это только то, что вспомнилось навскидку :)
Кстати, еще и к статье Бориса Стругацкого.
antigona88
Jan. 10th, 2016 12:41 pm (UTC)
Бёлль прекрасный автор. Я его открыла для себя сравнительно недавно - лет семь назад.

Ещё я порекомендовала бы "Успех" и "Семья Опперман" Фейхтвангера.
dodrg59
Jan. 10th, 2016 01:13 pm (UTC)
А я Фейхтвангера не могу воспринимать после его визита в 30-е в СССР и книги «Москва 1937» - http://trst.narod.ru/rogovin/t3/xlviii.htm , http://www.lib.ru/INPROZ/FEJHTWANGER/moscow1937.txt
antigona88
Jan. 10th, 2016 01:17 pm (UTC)
Это стандартная ошибка из разряда "не путайте туризм с эмиграцией": становление нацизма в Германии он видел изнутри, своими глазами, а в СССР видел, что показывают, плюс предубеждение "раз там ужасно, то здесь хорошо", потому и усомниться не пробовал.
dodrg59
Jan. 10th, 2016 01:48 pm (UTC)
Это всё так, но обычно пишут про его необычайную прозорливость и чуть ли не реинкарнации - в каждой эпохе и стране
annazv77
Jan. 10th, 2016 05:09 pm (UTC)
Спасибо, Даша!
annazv77
Jan. 10th, 2016 05:08 pm (UTC)
Спасибо, Давид! Но сначала - Эрих Мария Ремарк:-))
ladwiga
Jan. 10th, 2016 04:16 pm (UTC)
Ремарк-один из самых моих любимых писателей... Я росла на его книгах.
annazv77
Jan. 10th, 2016 05:09 pm (UTC)
Наверное поэтому такая психологичная получилась?
ladwiga
Jan. 10th, 2016 06:29 pm (UTC)
А, да у нас с братом вообще тяжелое детство было... Нам на ночь, вместо "Репки" и "Колобка", мама читала "Мцыри" Лермонтова и "Лесного царя" Гете.

*закручинившись и подперев щеку рукой* Эх... Разве ж тут вырастешь нормальным человеком...
annazv77
Jan. 10th, 2016 06:43 pm (UTC)
Неожиданно, однако:-))

Мама - умница!
olwwen
Jan. 11th, 2016 07:48 am (UTC)
Ты читала Ночь в Лиссабоне?
annazv77
Jan. 11th, 2016 05:35 pm (UTC)
Нет. У меня всё впереди. Рекомендуешь?
0na_samaya
Jan. 11th, 2016 02:29 pm (UTC)
жаль, но сейчас не хватает на чтение время, хотя и люблю очень.
annazv77
Jan. 11th, 2016 05:29 pm (UTC)
А аудиокниги?
foto_sochi
Jan. 11th, 2016 05:17 pm (UTC)
Прекрасный роман! Ремарк - мой любимый писатель, вне всякого сомнения. И дети мои им зачитываются))
annazv77
Jan. 11th, 2016 05:26 pm (UTC)
Приятно встретить единомышленника:-)) И моя дочка зачитывается Ремарком.
ja_tika
Jan. 13th, 2016 08:35 pm (UTC)
в те времена, когда я читала в основном фантастику и детективы, эта книга была одна из немногих, не относящимся к этим категориям.
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

annazv77
Загитова Анна

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Links

Tags

Powered by LiveJournal.com