?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) получил прозвание Мономаха по матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г. - киевским.
В постоянной борьбе с половцами Мономах показал себя выдающимся тактиком и стратегом. По подсчётам историка С.М. Соловьёва, ещё в княжение своего отца Владимир Мономах одержал над половцами 12 побед в сражениях. За годы своего правления (1113-1125) Владимир Мономах подчинил Киеву всех князей, которые уже стали считать себя независимыми, и вновь собрал русские земли в одно мощное целое. Он призывал отложить обиды, не увлекаться властью. Ведь власть - это не дар, а тяжёлый труд.
Удивительно, но тактические приёмы Владимира Мономаха, не утерявшие актуальности, ныне изучают не только историки, но и современные бизнесмены, менеджеры, руководители. У Мономаха есть, чему поучиться. В том числе, искусству прощения.



Всего до нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое - "Поучение Владимира Мономаха", второе - рассказ о "Путях и ловах" (автобиография), третье - "Письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу". Последнее написано в самый разгар войны между ними (начало 1097 года). Поводом к переписке Мономаха и Олега послужило убийство младшего сына Мономаха - Изяслава в битве с Олегом.
Когда есть сила, очень велико искушение пойти по простому пути, используя её, как дополнительную возможность, но Владимир прощает убийцу своего сына и, по существу, снимает с него ответственность за случившееся. Предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах, обещает вернуть отобранные волости, но лишь при условии, что и сам Олег смирится и оставит свою гордыню. В этом письме - редчайший случай в истории войн - нет никаких политических требований. Только требования, нравственного порядка: призывы к человечности, состраданию, христианскому долгу. И именно они рассматриваются автором как непременные условия установления прочного мира, способного положить конец междоусобию...

"О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце моё; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою. (…)
Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, моё и твоё, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: "Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!".

(…) Если тебе плохо, то вот сидит подле тебя сын твой крёстный с малым братом своим и хлеб едят дедовский, а ты сидишь на своём хлебе, об этом и рядись. Если же хочешь их убить, то вот они у тебя оба. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!
Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.
На Страшном Суде без обвинителей сам себя обличаю".


Исследователи единодушны в высокой оценке этого памятника, прежде всего, с нравственной точки зрения. Как отмечает Д.С. Лихачев, мировая история не знает "ничего похожего" на это "письмо победителя Мономаха к своему побеждённому врагу".

Олег ответит отказом. Более того, начнёт готовиться к походу на Новгород, чтобы выбить оттуда старшего сына Мономаха, своего крестника Мстислава. Но теперь против Олега поднялось всё Мономахово племя во главе с самим князем Владимиром. Против Олега выступила новгородская рать. В подмогу ей Мономах направил другого сына - Вячеслава, дав ему свой родовой стяг. Новгородцы быстро выбили отряды Олега из северных русских городов. Уходя из Суздаля, Олег поджёг город. Укрылся он в Муроме. Здесь, неподалёку от города Мономаховичи, при поддержке дружественных половцев, одолели войско Олега. В решающий момент битвы юный Вячеслав приказал вынести вперёд стяг Мономаха, и воины Олега дрогнули, полагая, что это сам Владимир пришёл отомстить за смерть сына. Сдав Муром, а потом Рязань, Олег запросил мира и поклялся на кресте прибыть на княжеский съезд для решения всех общерусских дел.

При подготовке поста использовались следующие источники: 1, 2, 3.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
annataliya
Jan. 14th, 2016 05:45 pm (UTC)
Даже не слышала о книжных трудах Мономаха. Надо же!
annazv77
Jan. 14th, 2016 06:12 pm (UTC)
Наташа, признаюсь: я тоже ничего не слышала до сегодняшнего дня. А сегодня в журнале "Генеральный директор" мне попалась статья о Владимире Мономахе, как великом тактике и стратеге. Так узнала о том, что есть дошедшие до нас его литературные труды.
Есть и труд, который будет интересен управленцам, но мне захотелось рассказать об этом письме.
laralelya
Jan. 14th, 2016 07:43 pm (UTC)
Мы его поучение и другие труды на филфаке изучали)
annazv77
Jan. 15th, 2016 03:30 am (UTC)
Там всего три труда, правильно? "Поучение" и рекомендуют к изучению руководителям разного уровня.
laralelya
Jan. 15th, 2016 08:50 am (UTC)
Да, кажется, три. Подзабыла) Но поучение помню.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

annazv77
Загитова Анна

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Links

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com